О противодействии коррупции
ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ УКАЗ
от 12 ноября 2013 года УП № 215
О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти
Скачать.Указ Президента КР о продиводействии коррупции
ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УКАЗ
от 12 ноября 2013 года УП N 215
О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти
(В редакции Указов Президента КР от 13 июня 2014 года УП № 120, 15 сентября 2014 года УП № 159, 12 декабря 2014 года УП № 219, 18 марта 2015 года УП № 39, 5 марта 2016 года УП № 47, 1 июня 2016 года УП № 136, 11 апреля 2017 года УП № 73, 7 февраля 2020 года УП № 29)
Во исполнение указов Президента Кыргызской Республики «Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики» от 14 декабря 2011 года N 27, «О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции» от 2 февраля 2012 года N 26, решения Совета безопасности Кыргызской Республики «О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в обществе» от 2 февраля 2012 года в Кыргызстане сделаны первые шаги по борьбе с коррупцией, приняты соответствующие организационные меры, активизирована деятельность правоохранительных органов, начато обновление законодательной базы.
В обществе постепенно формируется понимание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения. Привлечение к уголовной ответственности отдельных высших должностных лиц вселило в кыргызстанцев надежду на справедливость. Отмечается рост реального возмещения ущерба, нанесенного государству. За 9 месяцев 2013 года через систему государственного казначейства по результатам выявленных правоохранительными органами Кыргызстана фактов правонарушений различного характера в доход государственного бюджета поступило в качестве возмещения ущерба 621,8 млн. сомов, что в 2,3 раза больше, чем за весь 2012 год. По итогам 2012 года, Кыргызстан улучшил свои позиции по «Индексу восприятия коррупции» в рейтинге международной неправительственной организации Трансперенси Интернешнл со 164-го до 154-го места.
Однако первые позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией не получили должного развития. Она по-прежнему серьезно затрудняет функционирование государственных органов, препятствует социальным преобразованиям и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж страны на международной арене и является одной из главных угроз национальной безопасности Кыргызской Республики.
Практическая реализация антикоррупционной политики сталкивается с глубокими противоречиями внутри системы государственного управления и государственной службы. Коррупция стала системной, рационализированной. Сформировавшийся за два десятилетия негласный рынок государственных должностей привел к серьезным деформациям в системе подбора кадров. Для широкого круга должностных лиц основная суть государственной службы перестала заключаться в служении народу и, зачастую, она подчинена выполнению обязательств перед лицами, способствовавшими назначению на данную должность, а во многих случаях — примитивному обогащению.
Работа государственных органов по противодействию коррупции не имеет упреждающей направленности. Нередко, государственными, в том числе судебными органами, принимаются решения, которые дискредитируют всю систему государственного устройства. В деятельности правоохранительных органов преобладают элементы устаревших методов работы. Низким остается уровень координации деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции в центре и на местах. До настоящего времени не создан механизм координации антикоррупционных усилий государственных органов и институтов гражданского общества, предусмотренный Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
Достижение целей Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы требует искоренения коррупции и причин, ее порождающих.
Важнейшее значение имеет задача повышения статуса предпринимательской деятельности и обеспечения ее преимуществ для тех, кто стремится к быстрому улучшению своего материального положения.
Особое беспокойство у народа Кыргызстана вызывают угрозы вмешательства узко групповых интересов отдельных политических сил в процесс принятия государственных решений. Политическая коррупция является одним из главных препятствий на пути разрушения сложившегося коррупционного порядка, а зоной поражения ее являются государственные интересы. Отмечается чрезмерная финансовая зависимость политических партий от коммерческих и финансовых групп, что особенно остро проявляется при формировании списков кандидатов для участия в выборах, а также при назначениях на руководящие государственные должности. В итоге возникает опасность дискредитации продекларированных политическими партиями идеологических и политических целей.
Существенным препятствием на пути развития страны является системная коррупция, обусловленная коррупционным построением системы функций и полномочий государственных органов и их должностных лиц. Основные причины системной коррупции экспертное сообщество видит в многофункциональности государственных органов, которая предусматривает концентрацию в одном органе функций по разработке политики, ее реализации и контролю принятых решений.
Наиболее проблемные коррупционные схемы сложились в судебной, правоохранительной, финансовой, регистрационной, энергетической и образовательной системах. Профессиональные исследователи говорят о «маркетизации правоохранительных органов», «продаже правосудия» и отмечают возникновение особой «бизнес-группы» с криминальным оттенком среди органов и лиц, участвующих в судопроизводстве и осуществлении уголовного преследования. Эксперты считают, что «продажа» учебных мест, оценок и дипломов в системе образования во многом способствовала тому, что только 5-10% студентов после окончания высшего образовательного учреждения оцениваются как компетентные специалисты.
Системные недостатки государственной и муниципальной службы, правоохранительных органов и судов не могут быть преодолены только бюрократическими средствами. Привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией выдвигается в число первоочередных и приоритетных задач государства.
Права, свободы и законные интересы человека и гражданина должны служить главным ориентиром деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и судов по противодействию коррупции и, в целом, в борьбе против преступности.
В целях совершенствования антикоррупционной политики и консолидации усилий государственных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан, направленных на противодействие коррупции, с учетом мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции и другими международными правовыми документами, участницей которых является Кыргызская Республика, руководствуясь статьями 3, 16, 60 и 65 Конституции Кыргызской Республики, статьей 6 Закона Кыргызской Республики «О противодействии коррупции«, и на основании Решения Совета безопасности Кыргызской Республики от 4 ноября 2013 года
ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Отметить позитивные сдвиги в борьбе с коррупцией в рамках реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики.
- Установить главной задачей нового этапа борьбы с коррупцией устранение причин политической и системной коррупции в структурах государственной власти и определить основными направлениями государственной политики Кыргызской Республики в области противодействия коррупции:
1) противодействие политической коррупции в части устранения угроз зависимости государственных решений от узко групповых интересов политических сил, а также в части несовершенства избирательной системы и сложившейся практики назначения на руководящие государственные и муниципальные должности;
2) искоренение системной коррупции в части выявления и демонтажа коррупционных схем путем анализа, изменения функций и полномочий государственных органов, порождающих коррупционные проявления;
3) установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина.
- Образовать Рабочую группу Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики в составе согласноприложению 1.
- УтвердитьПоложениео Рабочей группе Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики (далее — Рабочая группа Совета безопасности Кыргызской Республики) согласно приложению 2.
- Рабочей группе Совета безопасности Кыргызской Республики:
1) по декабрь 2014 года рассмотреть на своих заседаниях ход реализации антикоррупционных мероприятий в системе министерств, административных ведомств, других государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления с обеспечением информирования общественности о результатах рассмотрения и представить соответствующие отчеты о проделанной работе Совету безопасности Кыргызской Республики к 1 июля 2014 года и 25 декабря 2014 года;
2) разработать и внести в Совет безопасности Кыргызской Республики комплекс мер по демонтажу системной коррупции и соответствующих коррупционных схем в государственных органах и хозяйствующих субъектах с государственным участием согласно прилагаемому списку (приложение 3).
В том числе, в первоочередном порядке по системам следующих государственных органов и хозяйствующих субъектов:
в срок до 25 декабря 2013 года:
— Дорожно-патрульной службы Министерства внутренних дел Кыргызской Республики;
— Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики;
— Министерства энергетики и промышленности Кыргызской Республики;
в срок до 1 марта 2014 года:
— Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
— Министерства образования Кыргызской Республики;
— Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;
— ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация»;
в срок до 1 апреля 2014 года:
— Министерства финансов Кыргызской Республики;
— Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики;
— Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики;
— Социального фонда Кыргызской Республики;
в срок до 1 мая 2014 года:
— Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;
— Государственного агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики;
— Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики;
— Государственной инспекции по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики.
- Аппарату Президента Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами и институтами гражданского общества в трехмесячный срок разработать и внести предложения, предусматривающие формирование современной антикоррупционной модели государственного управления, эффективную защиту государственных интересов в деятельности институтов государственной власти.
- Рабочей группе по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, образованнойУказомПрезидента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики» от 22 мая 2013 года N 109, в рамках своей деятельности выработать предложения по изменению законодательства, предусматривающие:
1) снижение зависимости политических партий от коммерческих структур и внешних проектов;
2) обеспечение транспарентности затрат на подготовку и проведение выборов со стороны политических партий и кандидатов путем регламентирования политической рекламы, предвыборной агитации и затрат на их проведение;
3) внесение обоснованных изменений в порядок формирования избирательных фондов с одновременным усилением контроля за расходованием денежных средств из них;
4) повышение профессионализма депутатов всех уровней, а также требований к спискам кандидатов от политических партий, участвующих в выборах.
- Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с бизнес-сообществом в трехмесячный срок разработать дополнительные меры поддержки предпринимательства, формирования благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике, направленные на:
1) обеспечение преимущества предпринимательской деятельности над государственной и муниципальной службой для лиц, особенно из числа молодежи, стремящихся достичь в относительно короткие сроки значительного улучшения своего материального положения;
2) снижение административной и регулятивной нагрузки государства на предпринимательскую деятельность с применением «принципа гильотины»;
3) повышение статуса успешных предпринимателей, в том числе через оценку их труда государством, освещение в средствах массовой информации и общественное признание;
4) защиту прав предпринимателей, учреждение должности уполномоченного по правам предпринимателей (бизнес-омбудсмена).
- Предложить Жогорку Кенешу Кыргызской Республики и Правительству Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами, на основе проведения системного анализа нормативной правовой базы и сложившейся практики ее применения на предмет коррупциогенности, рассмотреть вопросы внесения в нормативные правовые акты Кыргызской Республики изменений и дополнений, предусматривающих:
1) деполитизацию и повышение профессионализма государственной и муниципальной службы, выдвижение и назначение кандидатур по предложению политических партий только на выборные и отдельные политические государственные должности, соответствующий порядок выдвижения, избрания или назначения на которые определяется Конституцией Кыргызской Республики;
2) обеспечение прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, непосредственно взаимодействующих с населением и представителями предпринимательской среды;
3) эффективное применение мер политической ответственности представительных органов власти и их должностных лиц за принятие неправомерных решений, в результате которых наносится ущерб экономике и национальным интересам Кыргызской Республики;
4) обеспечение эффективного контроля расходов государственных и муниципальных служащих, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей путем введения обязательного декларирования расходов на приобретение имущества, в том числе за рубежом;
5) интеграцию в единую форму отчетности Декларации государственных служащих и Единой налоговой декларации;
6) определение обстоятельств, при которых правоохранительные органы получают доступ к информации о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, к базам данных государственных органов и органов местного самоуправления;
7) законодательное закрепление обязательности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики;
8) создание и закрепление в законодательном порядке эффективного механизма проведения, финансирования и легализации специальных мероприятий по выявлению фактов коррупции, в том числе бытовой коррупции, эффективного механизма поощрения гражданского населения за предоставление достоверной информации о коррупционных проявлениях и других правонарушениях, с обеспечением необходимого уровня конфиденциальности;
9) совершенствование правового института конфискации имущества в Уголовном кодексе Кыргызской Республики, включая восстановление требований о конфискации имущества за преступления в сфере экономической деятельности, преступления против здоровья населения, экологические и должностные преступления;
10) определение порядка заключения досудебных сделок со следствием в случае предъявления обвинений в совершении коррупционных преступлений;
11) снижение коррупционных рисков в осуществлении государственных закупок государственных органов и хозяйствующих субъектов с государственным участием;
12) внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» в целях приведения его в соответствие с Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, законодательное закрепление перечня коррупционных преступлений;
13) развитие международного сотрудничества в области борьбы с коррупционными проявлениями, ратификация международных конвенций в сфере противодействия коррупции в соответствии с национальными интересами Кыргызской Республики;
14) установление приоритета прав человека во взаимоотношениях государства и гражданина, в том числе:
— определение задачи оказания качественных услуг населению как одной из важнейших обязанностей Правительства Кыргызской Республики путем внесения соответствующих дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики«;
— создание простых и понятных правил взаимоотношений гражданина и государства, в том числе в сферах, предполагающих осуществление государственного контроля, инспектирование, наложение штрафных санкций, оказание государственных услуг, обеспечение законности, безопасности и правопорядка;
— устранение коррупциогенных факторов в системе оказания государственных услуг, создание условий для беспрепятственного и своевременного получения гражданами качественных услуг, а также необходимой для этого информации, определение порядка, сроков и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг населению, принятие Реестра базовых муниципальных услуг;
— введение эффективных мер наказания государственных и муниципальных служащих за неэтичное поведение в отношении граждан;
— обязательность принесения и опубликования правоохранительными органами официальных извинений перед гражданами в случаях необоснованного привлечения их к уголовной ответственности с указанием принятых мер и предложением возмещения ущерба.
- Правительству Кыргызской Республики:
1) в двухмесячный срок внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие программы и планы мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции и обеспечить контроль за выполнением соответствующих мероприятий органами исполнительной власти;
2) рассмотреть вопросы целесообразности осуществления структурных изменений в правоохранительных органах, подчиненных Правительству Кыргызской Республики, с учетом положений пункта 12 настоящего Указа и предложений Рабочей группы Совета безопасности Кыргызской Республики;
3) рассмотреть предложения о необходимых преобразованиях в сфере государственных финансов, в том числе по вопросам:
— целесообразности разделения функций планирования бюджета и функций исполнения бюджета;
— введения единой электронной системы управления бюджетом;
— ускорения работ по введению единой электронной базы данных государственных закупок;
— снижения коррупционного потенциала в системе сбора бюджетных доходов;
— создания единой базы данных бюджетных доходов;
— создания единой базы данных о штрафах и неналоговых сборах с физических и юридических лиц;
— оптимизации налогового и таможенного администрирования, обеспечения его прозрачности;
4) в трехмесячный срок рассмотреть вопросы структурных и функциональных преобразований в сфере образования, развития института попечительских советов;
5) ускорить работу по созданию Государственного регистра населения и считать необходимым введение его в действие до конца 2014 года в части централизации данных систем центров обслуживания населения государственного предприятия «Инфоком», учреждений записи актов гражданского состояния Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской Республики, данных Социального фонда Кыргызской Республики;
6) совершенствовать систему мотивации государственных и муниципальных служащих, в том числе по утвержденной Правительством Кыргызской Республики системе «Ключевых показателей эффективности»;
7) в трехмесячный срок совместно с Общественной телерадиовещательной корпорацией Кыргызской Республики, во взаимодействии с другими средствами массовой информации и институтами гражданского общества, разработать и приступить к реализации государственной информационной и образовательно-просветительской кампании по формированию в обществе нетерпимости к проявлениям коррупции, осуществлять мониторинг выступлений средств массовой информации по вопросам коррупции, обеспечить своевременное реагирование на обнародованные факты коррупции, стимулирование института журналистских расследований;
8) организовать проведение регулярных отчетов перед населением руководителей государственных органов, полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, глав местных государственных администраций о принимаемых ими мерах по противодействию коррупции.
- Государственной кадровой службе Кыргызской Республики во взаимодействии с другими государственными органами Кыргызской Республики продолжить работу по модернизации государственной службы и внести предложения, предусматривающие:
1) создание гармонизированной системы государственной и муниципальной службы Кыргызской Республики, состоящей из двух взаимосвязанных направлений государственной и муниципальной службы:
— «Политическая государственная и муниципальная служба», на которую не распространяется система классных чинов и включающая лиц, занимающих политические государственные и муниципальные должности, а также должности их помощников, советников, консультантов и референтов;
— «Административная государственная и муниципальная служба», включающая лиц, занимающих административные должности в государственных органах и органах местного самоуправления;
2) ускорение процесса формирования электронной базы данных государственных и муниципальных служащих в целях:
— создания системы централизованного учета государственных и муниципальных служащих, их служебного и квалификационного роста;
— учета государственных и муниципальных служащих, привлеченных к уголовной ответственности и уволенных по отрицательным основаниям («черный список»), их дисквалификации на замещение государственных и муниципальных должностей на определенный срок;
3) завершение разработки и принятия Кодекса этики государственного и муниципального служащего с отражением в нем основных профессиональных, моральных, нравственных, в том числе антикоррупционных норм и требований;
4) ужесточение требований к декларации о доходах и имуществе государственных служащих и муниципальных служащих, обеспечение эффективности контроля института передачи в доверительное управление личных активов государственных служащих и муниципальных служащих;
5) выработку совместно с Министерством экономики Кыргызской Республики методологии выявления и устранения конфликта интересов государственных и муниципальных служащих;
6) совершенствование практики применения испытательного срока при приеме на административную государственную и муниципальную службу и при назначении на новые должности государственной и муниципальной службы;
7) повышение эффективности Национального резерва кадров Кыргызской Республики.
- Секретариату Совета безопасности Кыргызской Республики по согласованию с Правительством Кыргызской Республики и Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики в срок до 25 декабря 2013 года разработать и внести в Совет безопасности Кыргызской Республики предложения по повышению эффективности правоохранительной системы в борьбе с коррупцией, предусматривающие создание стройной системы взаимодействия, разделения функций и повышения ответственности правоохранительных органов и их должностных и процессуальных лиц за качество выявления, предварительного расследования, государственного обвинения в суде, а также учета возмещения ущерба по преступлениям коррупционного характера.
- Контроль за реализацией настоящего Указа возложить на секретариат Совета безопасности Кыргызской Республики.
- Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.
Президент | А. Атамбаев |
СОСТАВ
рабочей группы Совета безопасности Кыргызской Республики по контролю реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики
(В редакции Указа Президента КР от 11 апреля 2017 года УП № 73, 7 февраля 2020 года УП № 29)
Секретарь Совета безопасности Кыргызской Республики, руководитель;
Руководитель Аппарата Правительства — министр Кыргызской Республики, заместитель руководителя;
заместитель Генерального прокурора Кыргызской Республики (курирующий вопросы противодействия коррупции), заместитель руководителя.
Члены рабочей группы:
заместитель секретаря Совета безопасности Кыргызской Республики;
директор Антикоррупционной службы Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики в ранге первого заместителя председателя Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики;
председатель Счетной палаты Кыргызской Республики;
директор Государственной кадровой службы Кыргызской Республики.
Члены рабочей группы по согласованию:
Пономарев Сергей Васильевич — независимый эксперт;
Осмоналиев Кайрат Медербекович — независимый эксперт;
Акматжанова Айгуль Аваскановна — руководитель неправительственной организации «Будущее без коррупции — Трансперенси Интернешнл Кыргызстан», независимый эксперт;
Даутов Ялкун Умержанович — член Антикоррупционного совета при Правительстве Кыргызской Республики.
СПИСОК
государственных органов и хозяйствующих субъектов с государственным участием для анализа и принятия мер по демонтажу коррупционных схем
(В редакции Указов Президента КР от 1 июня 2016 года УП № 136, 11 апреля 2017 года УП № 73)
- Министерство внутренних дел Кыргызской Республики
- Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики
- Министерство финансов Кыргызской Республики
- Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики
- Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
- Министерство образования и науки Кыргызской Республики
- Уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами безопасности
- (Утратил силу в соответствии сУказомПрезидента КР от 1 июня 2016 года УП № 136)
- Министерство юстиции Кыргызской Республики
- Министерство экономики Кыргызской Республики
- Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики
- Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики
- (Утратил силу в соответствии сУказомПрезидента КР от 1 июня 2016 года УП № 136)
- Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики
- Министерство иностранных дел Кыргызской Республики
- Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики
- Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная пограничная служба Кыргызской Республики
- Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная служба интеллектуальной собственности и инноваций при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная кадровая служба Кыргызской Республики
- Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики
- Государственное агентство по делам молодежи, физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики
- Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики
- Фонд государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики
- Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики
- Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики
- Государственная инспекция по экологической и технической безопасности при Правительстве Кыргызской Республики
- Социальный фонд Кыргызской Республики
- Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики
- Счетная палата Кыргызской Республики
- Органы прокуратуры Кыргызской Республики
- Судебные органы Кыргызской Республики
- Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (ДЕБРА)
- Национальный банк Кыргызской Республики
- Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики
- Открытое акционерное общество «Айылбанк»
- Открытое акционерное общество «РСК Банк»
- Открытое акционерное общество «Национальные электрические сети Кыргызстана»
- Открытое акционерное общество «Электрические станции»
- Открытое акционерное общество «Северэлектро» и другие распределительные компании
- (Исключен в соответствии сУказомПрезидента КР от 11 апреля 2017 года УП № 73)
- Открытое акционерное общество «Бишкектеплосеть»
- Открытое акционерное общество «Кыргызалтын»
- Открытое акционерное общество «Кыргызтелеком»
- Государственное предприятие «Кыргызпочтасы»
- Государственное предприятие «Бишкекский автовокзал»
- Государственное предприятие «Чыгыш автовокзалы»
- Государственное предприятие «Кыргызаэронавигация»
- Открытое акционерное общество «Международный аэропорт Манас»
- Государственное предприятие «Национальная компания «Кыргыз темир жолу»
- Государственное предприятие «Темир»
- Открытое акционерное общество «Кыргызская агропродовольственная корпорация»
- Свободные экономические зоны Кыргызской Республики
- Открытое акционерное общество «Национальная энергетическая холдинговая компания»
_________________________________________________________________________
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 8 августа 2012 года № 153
О противодействии коррупции
Скачать.Закон КР о противодействии коррупции
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 8 августа 2012 года № 153
О противодействии коррупции
(В редакции Законов КР от 17 мая 2014 года № 70, 21 октября 2016 года № 169, 18 марта 2017 года № 46)
Настоящий Закон устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации, ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также направлен на обеспечение национальной безопасности Кыргызской Республики, защиту прав и свобод граждан и общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Коррупция — умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающие угрозу интересам общества или государства.
Противодействие коррупции — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
2) по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
3) по минимизации, ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
4) по оказанию содействия в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений.
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Кыргызской Республики, конституционные законы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Кыргызской Республике основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) недопустимость какой-либо дискриминации, ущемления прав и свобод по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера;
5) обеспечение защиты чести, достоинства и деловой репутации личности и гражданина;
6) обеспечение правовой регламентации деятельности системы органов государственной власти, законности и гласности их деятельности, государственного и общественного контроля;
7) совершенствование структуры государственного аппарата, аппарата органа местного самоуправления, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав и свобод, законных интересов государственных и муниципальных служащих;
8) недопустимость делегирования полномочий по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью физическим и юридическим лицам, не уполномоченным осуществлять такую деятельность;
9) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
10) обеспечение безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с правонарушениями, связанными с коррупцией;
11) взаимное сотрудничество Кыргызской Республики с иностранными государствами, международными организациями, институтами гражданского общества и физическими лицами.
Статья 4. Субъекты коррупционных правонарушений
К субъектам коррупционных правонарушений относятся:
1) государственные и муниципальные служащие, включая лиц, занимающих политические, специальные и высшие административные должности государственной и муниципальной службы, а также Председатель Национального банка Кыргызской Республики и его заместители, члены Правления Национального банка Кыргызской Республики, служащие Национального банка Кыргызской Республики, совершившие коррупционные правонарушения;
2) руководители учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из государственного и местного бюджетов либо в уставном капитале которых имеется государственная доля (акции), совершившие коррупционные правонарушения, физические и юридические лица, включая их должностных лиц и работников, противоправно предоставляющие материальные и иные блага и преимущества государственным служащим и служащим муниципальной службы, а также члены тендерных комиссий, члены Совета по отбору судей.
Статья 5. Органы, осуществляющие противодействие коррупции
- Противодействие коррупции обязаны осуществлять все государственные органы и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие в пределах своих функций и полномочий. Руководители государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Закона и применение предусмотренных настоящим Законом мер. Руководители министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местного самоуправления и юридических лиц независимо от их форм собственности, а также граждане оказывают содействие и необходимую помощь уполномоченным подразделениям по противодействию коррупции.
- Выявление, предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляются правоохранительными органами.
Статья 6. Организационные основы противодействия коррупции
- Президент Кыргызской Республики определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.
В целях обеспечения координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Кыргызской Республики могут формироваться консультативно-совещательные органы в составе представителей органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции).
Решения органов по координации деятельности в области противодействия коррупции реализуются решениями Президента Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики.
При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
- Жогорку Кенеш Кыргызской Республики обеспечивает рассмотрение и принятие законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует их исполнение органами исполнительной власти в пределах своих полномочий.
- Правительство Кыргызской Республики распределяет основные функции и задачи между органами исполнительной власти, осуществляющими противодействие коррупции.
- Генеральный прокурор Кыргызской Республики и уполномоченные им прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность правоохранительных, фискальных и других государственных органов Кыргызской Республики, органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам борьбы с коррупцией, осуществляет сбор и анализ информации о состоянии коррупции в системе государственного управления и местного самоуправления, оценивают эффективность принимаемых мер, степень исходящих от коррупции угроз национальной безопасности, в случае необходимости вносят соответствующие предложения на рассмотрение секретариата Совета безопасности Кыргызской Республики, а также реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные законодательством Кыргызской Республики.
- Министерство юстиции Кыргызской Республики через средства массовой информации или через Интернет-ресурсы осуществляет правовую пропаганду, расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции среди населения.
- Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать органы прокуратуры и уполномоченные подразделения по противодействию коррупции государственных органов Кыргызской Республики о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
(В редакции Закона КР от 18 марта 2017 года № 46)
Статья 7. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов;
3) рассмотрение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
4) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности, увольнения лица, замещающего должность государственной гражданской службы или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, или для применения в отношении него иных мер юридической ответственности за непредставление им сведений в декларации либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в декларации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
6) внедрение в практику кадровой службы органов государственной власти, органов местного самоуправления правил, в соответствии с которыми длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
7) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в области противодействия коррупции.
(В редакции Закона КР от 21 октября 2016 года № 169)
Статья 8. Основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции
Основными направлениями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
5) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов органам местного самоуправления, саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) привлечение на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация функций и полномочий государственных органов, органов государственного управления, местного самоуправления и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных инструкциях, иных нормативных правовых актах.
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
- Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры, уполномоченный орган в области национальной безопасности или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
- Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
- Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Государственный гражданский служащий или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в декларации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
- Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
- Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
- Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
- Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.
- В случае если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Работники, замещающие должности в государственных учреждениях, организациях и предприятиях Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования, иных юридических лицах, создаваемых Кыргызской Республикой на основании законов Кыргызской Республики, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в юридических лицах, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9-11 настоящего Закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами государственных органов, учреждений, организаций и предприятий Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования, иных юридических лиц, создаваемых Кыргызской Республикой на основании законов Кыргызской Республики.
Примечание. Под склонением к совершению к коррупционным правонарушениям понимается возбуждение у государственного или муниципального служащего решимости совершить те или иные деяния в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление им этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, вопреки интересам службы, общества или государства.
(В редакции Закона КР от 21 октября 2016 года № 169)
Статья 10. Гарантии государственной защиты лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией
- Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственной тайной и представляется только по письменным запросам государственных органов, уполномоченных вести борьбу с коррупцией, или суда в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
- Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения о фактах проявления коррупции, несет ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 11. Специальные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на государственную и муниципальную службу
- Граждане Кыргызской Республики, претендующие на государственную и муниципальную службу, добровольно принимают на себя установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами ограничения в целях недопущения коррупционных правонарушений. При этом они ставятся в известность о правовых последствиях запрещаемых действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Принятие ограничений отражается в письменном обязательстве. Непринятие ограничений (полностью или частично) влечет за собой отказ в приеме на работу на государственную и муниципальную службу.
Статья 12. Меры финансового контроля
- (Утратила силу в соответствии сЗакономКР от 21 октября 2016 года № 169)
- Государственные и муниципальные служащие, руководители учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых финансируется из государственного и местного бюджетов либо в уставном капитале которых имеется государственная доля (акции), при открытии личных счетов в банковском учреждении или финансово-кредитных учреждениях Кыргызской Республики или иностранного государства обязаны в трехдневный срок с момента открытия счетов письменно уведомить органы налоговой службы по месту жительства о номерах своих счетов и реквизитах банковского учреждения.
Непредставление такого уведомления влечет ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Поступающие в органы налоговой службы сведения, предусмотренные настоящей статьей, составляют служебную тайну. Лица, разгласившие эти сведения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 21 октября 2016 года № 169)
Статья 13. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещающего отдельные должности на основании трудового договора в юридических лицах, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами и органами местного самоуправления
- Если иное не установлено нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в юридических лицах, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами и органами местного самоуправления, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для государственных и муниципальных служащих, проходящих службу в соответствующих государственных органах и органах местного самоуправления, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
- На работников, замещающих должности в государственных учреждениях, организациях и предприятиях Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования, иных юридических лицах, создаваемых Кыргызской Республикой на основании законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в юридических лицах, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности государственной службы, настоящим Законом и соответствующими статьями Закона Кыргызской Республики «О государственной службе».
Статья 14. Правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них
- Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие действия или бездействие государственных и муниципальных служащих:
1) неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц;
2) использование своих полномочий при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы, интересы близких родственников (родителей, детей, супруги(а), братьев и сестер) или свойственников (родителей братьев, сестер и детей супругов);
3) предоставление непредусмотренных законом преимуществ лицу при поступлении и продвижении его в государственной или муниципальной службе;
4) оказание неправомерного предпочтения физическим и юридическим лицам при подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы данных лиц;
5) участие в качестве поверенных физических и юридических лиц по делам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных предприятий и учреждений, в которых они состоят на службе или которые им подчинены, подконтрольны или подотчетны;
6) использование в личных или групповых интересах информации, не подлежащей официальному распространению и полученной при выполнении государственных функций;
7) необоснованный отказ физическим и юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление или передача недостоверной либо неполной информации;
8) требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законом;
9) передача государственных или муниципальных финансовых и иных материальных ресурсов в избирательные фонды кандидатов и общественных организаций, а также неправомерная передача их другим гражданам и юридическим лицам;
10) дарение подарков, предоставление материальных и иных благ, оказание внеслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и других официальных мероприятий;
11) участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими либо находящимися в иной зависимости по службе или работе должностными лицами;
12) делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за ней, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.
- Совершение государственными и муниципальными служащими какого-либо из указанных в части 1 настоящей статьи правонарушения, если оно не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение дисциплинарного взыскания, включая освобождение от занимаемой должности с последующим увольнением с государственной и муниципальной службы.
- Запрещается участвовать в тендерах, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, компаниям, учредителями или участниками которых являются лица или их близкие родственники, занимающие политические государственные, политические муниципальные должности, специальные государственные должности, а также должности в органах прокуратуры и других правоохранительных органах.
(В редакции Закона КР от 17 мая 2014 года № 70)
Статья 15. Освещение в средствах массовой информации коррупционных правонарушений
- Средства массовой информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики формируют гражданскую позицию, направленную на предупреждение и профилактику коррупции, создание обстановки нравственной чистоты и правовой культуры в системах государственной и муниципальной служб.
- Государственные органы и органы местного самоуправления через средства массовой информации информируют общественность по обнародованным сведениям о фактах проявления коррупции. Данная информация публикуется в тех же средствах массовой информации, где она была первоначально обнародована.
Сведения, предоставляемые средствам массовой информации, должны носить подтверждающий или опровергающий характер факта проявления коррупции.
Статья 16. Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области противодействия коррупции
- Кыргызская Республика в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, международными договорами Кыргызской Республики, а также на условиях взаимности сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами, судами и международными организациями в целях:
1) укрепления сотрудничества с иностранными государствами, международными и иными неправительственными организациями в области борьбы с коррупцией;
2) расширения взаимодействия правоохранительных органов и специальных служб Кыргызской Республики с аналогичными структурами иностранных государств, осуществление совместных мероприятий с целью выявления, предупреждения и пресечения коррупционных действий;
3) сближения национальных законодательств в сфере борьбы с коррупцией в части вопросов государственного присутствия в экономике, введения международных стандартов бухгалтерского учета, подготовки кадров, взаимодействия в разработке антикоррупционных программ, выработке и реализации пропагандистских мер;
4) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных деяний, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным деяниям;
5) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных деяний или служащего средством их совершения, выявления или отслеживания доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания;
6) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции, изучения, обобщения и внедрения международной практики борьбы с «теневой экономикой» и коррупцией;
7) оказания любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству Кыргызской Республики;
8) координации деятельности по противодействию коррупции.
- Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Кыргызской Республике, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Кыргызской Республики, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Кыргызской Республики и законами Кыргызской Республики.
Статья 17. Финансовое и материально-техническое обеспечение предупреждения и противодействия коррупции
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности по противодействию коррупции осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также привлеченных ресурсов международных организаций и стран-доноров по линии технической и консультативной помощи для оказания поддержки деятельности государственных органов и иных организаций, осуществляющих деятельность в области противодействия коррупции при подготовке и переподготовке кадров, обмене опытом, разработке и реализации антикоррупционных мер и программ.
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики определяет обоснованность и целесообразность государственных расходов и осуществляет парламентский контроль за эффективностью использования бюджетных средств, направленных на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности по противодействию коррупции.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
- Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
- Правительству Кыргызской Республики:
— принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона;
— привести свои решения в соответствие с настоящим Законом.
- Признать утратившими силу:
— Закон Кыргызской Республики «О борьбе с коррупцией» от 6 марта 2003 года № 51 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 5, ст.217);
— Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О борьбе с коррупцией» от 26 февраля 2009 года № 71 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 2, ст.144).